***
#Вступительное слово редактора
Представляет сложность жанровая классификация этого произведения. В рукописи значится "Novell", что, учитывая вольности автора в оперировании англоязычными терминами, может быть трактовано и как "роман", и как "новелла". Имеющийся также в рукописи план произведения заканчивается там же, где обрывается текст - на заголовке "Интерлюдия 2. Кто убил капитана?". Это может означать и то, что не дописан сам план - тогда размер и масштаб произведения представляются неопределенными, и то, что не дописана лишь последняя глава новеллы, а план полон. Особенности стиля произведения не позволяют однозначно разрешить этот вопрос. В тексте встречаются незначительные лакуны, связанные с плохой сохранностью отдельных листов рукописи. #Конец вступительного слова редактора ***
Triper
Штормило. Капитан океанского лайнера "Эльдорадо Beach" пошатнулся и опрокинулся навзничь на спину. Тело обнаружил старший помощник. Он же вызвал судового врача. Врач констатировал смерть от разрыва сердца вследствие попадания в него пули 22 калибра. Первый помощник попросил врача держать язык за зубами. Во всяком случае, пока. Через 18 минут в машинном отделении один матрос говорил своему приятелю, механику: - Слышал новость? Капитана нашего застрелили. - Неужели?! - искренне удивлялся его собеседник. - А убийцу кто-нибудь видел? - Нет, - отвечал матрос, - во всяком случае, пока. (пауза)
Первый помощник вызвал судового детектива. Сыщик поднялся на капитанский мостик, печальным взглядом окинул место преступления и труп капитана (в центре), потрогал зачем-то штурвал и тихо сказал: - Включите судовое радио. Надо сделать заявление. С грустью глядя на микрофон, мистер Кром начала свою речь: - Внимание! Экстренная ситуация. Произошло убийство. Капитан мертв. Все, кто имеет информацию по этому вопросу, должны немедленно прибыть в каюту №87 (левый борт). Сделав заявление, мистер Кром тоскливо поглядел на окружающих и направился к каюте №87, так как это, собственно, была его каюта. Он в ней существовал. Признание Артура Голдинга, сделанное им Ирине Камарской в каюте №95
Я убил своего отца. Столкнул с утеса в океан. Потом убил мать. Столкнул с лестницы прямо в подвал. Потом убил брата. Столкнул с велосипеда и добил пожарным топориком. Потом убил страшую сестру. Подтолкнул ее выйти замуж за сына лесника, у которого не все были дома, и он скормил молодую жену семье дикобразов. Говорят, все были довольны. Потом я убил среднюю сестру. Затолкал ее под диван, кормил сырым мясом тушканчиков и заставлял подавать голос по команде. Не выдержав такого отношения, сестренка взбесилась, и ее пришлось усыпить, так как патроны я берег для младшей сестры, справедливо полагая, что иными способами ее не прикончить. Потом я все-таки убил младшую сестру. Сначала я столкнул ее в океан, но мерзавка выплыла, затем я бросил ее в подвал, но эта дрянь прорыла тоннель аж до Саутгемптона и вылезла из-под земли грязная, но довольная. Тогда я нашел ей жениха - молодого, красивого и умного юношу - страдающего депрессивным психозом и вялотекущей шизофренией. Через неделю этот продвинутый маньяк перестал воображать себя Маской Красной Смерти, но зато купил брошюру "Как добиться успеха и стать счастливым". Ты спросишь, как же я все-таки убил свою младшую сестру? Ведь спросишь? Спросишь ведь? Спросишь? Ведь? Я застрелил ее из душного ружья, которое было таким душным, что сработало лишь на пятый раз. Ружье сказало: "Пах!", сестра сказала: "Ах!" Потом я убил трех неизвестных. Я их не знаю, я их не звал, но они пришли - ничего не сказали, и по-другому поступить я не мог. Ты спросишь: а как же родственники? Отвечу: ни на минуту не забывал я о них. Следуя списку, я убил двоюродного брата, троюродного брата и малыша-племянника, сына моей средней сестры. Потом я решил убить его отца. Я выслеживал папашу целых два месяца. Учитывая, что моя бедная сестричка искала своего мужа вплоть до самой смерти, мне крупно повезло: я обнаружил беглеца среди болот Южной Африки. В племени кефу он исполнял роль дежурного мужа. Я не стал его убивать. К чему? Ему и так не сладко. Потом я убил капитана. (пауза)
Первый помощник подслушал чей-то разговор. И не только подслушал, но и законспектировал. А конспект отнес в 87-ю каюту. Вот он, этот текст. Неизвестная А и Неизвестный Б
А: Кажется, я залетела. Б: Сильно? А: Ты бы еще спросил: куда? Б: Куда? А: Послушай, любимый, ты в детстве ни обо что с разбегу не ударялся? Я имею в виду, головой. Б: Точно не знаю. Мама рассказывала, что, когда мне было 10 лет, она записала меня в начинающие прыгуны с трамплина. Но я был до того рассеян, что на первое занятие пришел в помещение недостроенного бассейна, в котором еще не было воды. А: И что же ты сделал? Б: Что-что? Прыгнул. А: А потом? Б: Потом поплыл. А: Любимый, ты же сам сказал, что бассейн был пуст... Если я тебя правильно поняла, в нем не было ни капли воды. Б: Ни капельки! А: Так как же, черт возьми, ты поплыл? Б: Как топор. Сразу пошел на дно. Но я был до того упрям, что вновь забрался на вышку и прыгнул во второй раз. А: Туда же? Б: Ну, конечно, туда же, а куда еще? А: То есть ты дважды нырнул в пустой бассейн? Б: Нет, не дважды. Мама рассказывала, что при ней я совершил еще один прыжок. А она пришла через час после начала занятия. Но сам я помню только первые два раза. А: Любимый, я тобой горжусь. Б: И я тобой горжусь, крошка. Только плохо, что ты залетела. Неужели этот старый хрыч не мог быть повнимательней?! Не доверяю я морякам. А: Забудь, котенок! Я с ним разобралась. Сделаешь мне вечером аборт? Б: Легко. После "Санты-Барбары", договорились? (пауза)
А: Милый, а ты знаешь, что мы плывем неизвестно куда? Б: Разве? А мне казалось, что в Австралию. А: Это мы билеты купили до Австралии, а куда плывем на самом деле - одному черту известно. Б: Посейдону. Это он воду мутит. А: Не суть. Важно лишь то, что корабль без капитана - словно гитара без струн. Б: И без грифа. И без звукоснимателей. Без ладов, колков и деки. Спрашивается: может ли существовать гитара без самой себя? Отвечается: не может, так как это противоестественно. Спрашивается: почему? Отвечается: потому что любая вещь, имеющая свое давно установленное наименование, но при этом не обладающая ни одним из стандартных свойств этого наименования, является несуществующей. Примечание: либо это просто другая вещь. И винить тут некого. А: Милый! А кроме бассейна ты ничем не занимался? Б: Парашютным спортом и скалолазанием. Могу рассказать. А: Меня, наверное, стошнит. Рассказывай. (пауза)
Над лайнером пролетает эскадрилья бомбардировщиков. Б: ...дальше я падал со сломанной ногой, вывихнутой рукой и головой в кровоподтеках. Еще хорошо, что на моем пути попался чахлый кустик саксаула, прилепившийся к отвесному склону Джомолунгмы. Благодаря ему я остался без левого глаза и продолжил падение налегке. Внизу, переливаясь всеми цветами радуги, сверкало то, обо что я вскоре должен был разбиться. А: Но ты все же спасся! Ты живой! Я готова поклясться, что ты не похож на человека, упавшего с Джомолунгмы. Б: Так когда это было! С тех пор я очень изменился. (пауза)
Над лайнером пролетает стая диких необузданных уток. Б: ...раздался громкий хлопок, и мой парашют раскрылся. А: Не верю! Б: И я не верил. Вплоть до того, как увидел это собственными глазами. Мой раскрывшийся парашют летел в трех метрах от меня, но я летел быстрее. В ушах свистел ветер, а внизу раскинулось желто-зеленым ковром то, обо что... ну, и так далее. А: Что же спасло тебя на этот раз? Б: Чистая случайность. Случайность 99-ой пробы. Я не просто спасся. Я спасся до такой степени случайно, что еще очень долго не мог поверить в случившееся. (пауза)
Над лайнером пролетает НЛО с колонками по периметру. А: ...он мертв. Корабль плывет в тартарары. У нас больше нет капитана. Б: О, baby, это так романтично! Текст кончился. Мистер Кром тяжело вздохнул и с невыразимой печалью уставился в иллюминатор. "Кто же эта А? - пробормотал сыщик. - И кто такой Б?" Признание второго помощника первому помощнику, сделанное им на верхней палубе корабля
- Я видел, как убили капитана, - сказал второй помощник первому. - Я видел убийцу. - Кто это?! - воскликнул старпом. - Не знаю, - ответил второй помощник, есть одна загвоздка. Я видел убийцу через очки моей жены. Моя жена тоже видела убийцу, но в тот момент она была без очков, так как дала их мне. - Это осложняет дело, - сказал первый помощник, - а зачем Ваша жена отдала Вам свои очки? - Понимаете, Френк, вот ведь в чем дело... Моя супруга страдает дальнозоркостью и носит очки. Я очки не ношу, но постоянно их ремонтирую, так как Лора, протирая стекла, частенько выдавливает их из оправы. Хорошо, что стекла пластмассовые. Падая, они не разбиваются, а, наоборот, катятся по палубе и исчезают в пучине морской, словно сокровища кораблекрушений. - Как поэтично, - заметил первый помощник. - Вам, правда, понравилось? - смутился второй помощник. - У меня еще стихи есть. Вот, например, из предпоследнего. "Морской закат и две русалки".
Морской закат и две русалки
Под ярко-красною звездой Как будто римские весталки Трясут устало головой. Их груди - рай, соски упруги В глазах застыли огоньки Они протягивают руки А за углом уж ждут коньки Морские. Мы на них помчимся Сквозь бури, волны, ураган И в райский сад переместимся Где нас окутает туман Любви и прочих наслаждений Им несть числа. 500 карат О, это счастье озарений Русалки, океан, закат - Замечательно! - улыбнулся первый помощник. - Вот только "500 карат" меня удивило. Это вообще к чему? - У Лоры есть алмаз в 500 карат, - объяснил второй помощник, - она получила его в подарок от таинственного незнакомца. Мы до сих пор не знаем, кто он, этот поклонник. - Точно не знаете? - раздался чей-то хриплый голос. - А, это Вы, мистер Кром, - сказал первый помощник, - как успехи? - Не знаем, - развел руками второй помощник. - Никак, - ответил детектив, - очень плохо, что не знаете. А стихи у Вас неплохие, - уныло закончил мистер Кром. - Спасибо! - покраснел второй помощник. - Хотите еще одно? - Не надо, - испуганно воскликнул сыщик, лучше скажите, что там насчет убийцы и очков. - А, ну так вот... В тот момент я вставлял стекла в оправу. Находился я на верхней палубе и видел, как кто-то уходит с капитанского мостика. Я видел лишь спину, причем через очки моей жены. Но Лора тоже видела эту спину, так как стояла рядом и ждала окончания ремонта. - Мне необходимо поговорить с Вашей женой, - с отвращением заявил мистер Кром, - где она? (пауза)
Что сказала бортпроводница Лора Флинт официантке Нэнси Бач
- Я не хочу, - сказала Лора, - мне не нравится этот Стэйси. Он всегда небрит и ходит, как медведь. - Перестань, - сказала Нэнси, - что за глупости! Этот небритый Стэйси предлагает три тонны долларов. Всего за два часа, между прочим. Мы получим по полторы тысячи. Ты только представь, полторы тысячи зеленых. - И что мы должны делать? - спросила подружку Лора. - Все, что всегда. Ничего нового. - Не знаю, - задумчиво произнесла бортпроводница, - а когда? - Сегодня, после ужина. - Не знаю, - повторила Лора, - кто-то стучит. Прячься! (пауза)
Те же, и М, программист из компании "Apple"
- Ты еще не готова?! - заорал М. Лора ойкнула и начала быстро раздеваться. - Какой страстный! - прошептала, сидя в шкафу, Нэнси. - Кто страстный?! - закричал М, роняя Лору на стол и разрывая на ней остатки одежды. - Просто ураган! - крикнула из шкафа Нэнси. - Где ураган?! - заорал М и начал равномерное колебательное движение, одновременно расстегивая Лорину блузку. (пауза)
Летит верхняя пуговица. Падает рядом со шкафом. Летит вторая пуговица. Падает у двери в ванную. Летит третья пуговица. Падает на Лорин живот. Летит нижняя пуговица. Проскальзывает в щель под дверью. (пауза)
Мистер Кром шел по коридору. - Интересно, - тоскливо пробормотал он. Сыщик поднял с пола пуговицу и постучал в дверь ближней каюты. (пауза)
Мистер Кром опять постучал. (пауза)
Мистер Кром забарабанил в дверь. (пауза)
- Тогда я войду, - сказал сыщик самому себе и перешагнул порог каюты №380. Внутри никого не было. Мистер Кром нагнулся и поднял с пола еще одну пуговицу. На столе сыщик обнаружил третью улику. Последняя пуговица лежала около гардероба. Мистер Кром вздохнул и открыл дверцу шкафа. (пауза)
Голос автора: Долой паузы! Голос сверху: Долой автора! Голос автора: Долой голос сверху! Голос сверху: В шкафу кто-то был... - Здравствуйте, - безрадостно сказал мистер Кром. - Вы кто? - Нэнси Бач, - ответила девушка, - официантка. - Что Вы делаете в шкафу? - Прячусь. - От кого? Признание Нэнси Бач мистеру Крому
Я выросла в Шанхае. Мой отец торговал гашишом. Все продавали опиум, а он только гашиш. За это его и убили. Мать была танцовщицей. Однажды какой-то пьяный турок рассек ее надвое. С тех пор я стала сиротой. Быть сиротой - о, это чувство... Каждый мог меня обидеть. И обижал. В 10 лет я стала женщиной. До сих пор я пытаюсь избавиться от этого ощущения. В 12 лет я начала курить гашиш. До сих пор в моем ридикюле лежит 10 грамм. В 13 лет я села на опий. Посмотрите на мои руки. Говорят, все дороги ведут в Рим. Ложь. Эти дороги никуда не ведут. 14-летие я встречала в публичном доме. За неделю я приняла 650 поздравлений и сбилась со счета. После окончания торжества мне стало казаться, что весь мир - это огромный эрегированный член, нацеленный мне прямо между ног. И, значит, что есть счастье?! Успеть сдвинуть колени - вот, что значит быть счастливым в этом мире. - Печальная история, - сказал мистер Кром, - но, все же, от кого Вы прятались в шкафу? - От одного человека, - ответила Нэнси, - от пассажира, самца, кобеля, монстра, извращенца, параноика, мрази, подонка, от мистера М! - в слезах закончила официантка. - Почему же? - зевнув, спросил мистер Кром, - он Вам угрожал? - Он был моим любовником, - прошептала Нэнси, - такой страстный, быстрый, как ураган... - И поэтому Вы залезли в шкаф? - Не поэтому. - А почему? - Потому что в это раз он пришел к моей подруге, и я не хотела им мешать. - Что было потом? - отрешенно спросил мистер Кром. - Мистер М разорвал на Лоре одежду... - На Лоре? - переспросил сыщик. - Не на жене ли второго помощника, случайно? - Какая же я дура! - воскликнула Нэнси. - Вы только Фреду не говорите. А то он застрелится. - Не застрелится, - пробормотал детектив. - Застрелится! - убежденно повторила Нэнси, - он ненавидит программистов. Кок видит как...
...в ресторан заходит мистер М, садится у стойки и заказывает текилу. ...через десять минут в ресторане появляется второй помощник. Он взволнован. Он оглядывается. ...следом за ним входят мистер Кром и Нэнси Бач. ...второй помощник подходит к стойке и в упор смотрит на мистера М. - Что с Вами? - спрашивает мистер М. - Я ненавижу программистов, - хрипло говорит второй помощник и вытаскивает из кармана пистолет. ...мистер М сползает со стула и машет руками на второго помощника. "Не надо, не надо, - бормочет он, - пожалуйста, не надо, мистер. Прошу Вас. Не надо". ...мистер Кром кидается ко второму помощнику. ...Нэнси Бач визжит и топает ножками. ...второй помощник подносит пистолет к виску, стреляет и опрокидывается навзничь. ...в ресторан вбегает Лора Флинт. "Фред!" - кричит она и падает в обморок. - Не успел, - хватается за голову мистер Кром, поскальзывается на пистолете и падает. (пауза)
Кок начинает тушить альбатроса. Он улыбается. Альбатрос улыбается. Солнце улыбается. <...> улыбается. Всё. Признание, сделанное Джоном Лу брату Стиву Лу в каюте №513
- Стив, ты помнишь Мэри Паккард, на которой ты собирался жениться на первом курсе Оксфорда? - Конечно, Джо! Но, ты же знаешь, я не люблю говорить об этом. - Стив, это потому, что в день свадьбы Мэри навсегда исчезла из твоей жизни? - Да, Джо, поэтому. - Так знай, Стив, я убил Мэри Паккард. Я задушил твою невесту ранним утром. Труп я закопал на пустыре. - Джо! У меня нет слов. Как ты мог?! Как? - Я был страшно укурен. Извини меня, Стив. Интерлюдия
Кто убил капитана? Лето выдалось пасмурным. Постоянно шли дожди и дул норд-норд-вест. "Эльдорадо Beach" как мог боролся с волнами, и это несколько успокаивало людей, собравшихся в кают-компании. - Пока все хорошо, - сказал первый помощник, - но только если не считать убийство капитана <большой> бедой. Если же признать его смерть катастрофой вселенского масштаба, то нам придется пойти еще дальше. А там, куда мы пойдем, может случиться все, что угодно, и вовсе не обязательно, что нам это понравится. - Фрэнк! - крикнул с места пассажир Артур Голдинг, - что ты несешь? - Груз ответственности! - ответил первый помощник. - Мне кажется, что убийца среди нас. Но я на этом не настаиваю. Ирина Камарская выразительно посмотрела на Артура Голдинга. Тот пожал плечами и демонстративно высморкался - защелкали фотоаппараты, застрекотали камеры, зачирикали в блокнотах ручки. Голос сверху: Долой авторский бред! Хор: Долой! Сколько можно?! Голос автора: Я должен объясниться. Слово - это кайф! Сочетание слов - это уже мир. Не похожий ни на какой другой. Литератор обязан не только создавать миры, но и со всех сторон описывать их. Голос сверху: Долой идиотов-филологов! Голос автора: Долой идиотов сверху! Голос сверху: В шкафу кто-то был... (пауза)
- Я бы взяла слово, - покраснев, сказала пассажирка Ирина Камарская, - но я так плохо говорю по-английски, что боюсь - одного мне не хватит. - Попробуйте взять парочку, - пошутил кок, - на этой неделе они особенно удались! - Хорошо, - покорно произнесла Ирина Камарская и вышла из помещения. (пауза)
Примечание: Если ты до сих пор не понял, почему Ирина камарская так внезапно ушла из кают-компании, то ты - тормоз. - Я продолжаю, - сказал первый помощник, - и заканчиваю. Мистер Кром, давайте. Сыщик поднялся с кресла и с невыносимой печалью оглядел присутствующих. - Дамы и господа, - сказал мистер Кром, - у нашего капитана было темное прошлое и загадочное настоящее. На его банковском счету лежит столько, что будь я киллером - убил бы только за это. Но меня кто-то опередил. Кто-то, чью спину видели второй помощник и его жена. Кстати, как он? - Удовлетворительно, - заявил судовой врач, - пуля ударила в височную кость и срикошетила под углом примерно в 45 градусов, не причинив Фреду особого вреда. - Он уже говорит? - спросил мистер Кром. - Ему 42 года, - заметил врач, - конечно, он уже говорит. Но есть одна загвоздка: вследствие сотрясения правого виска в голове у Фреда началась парадоксальная реакция, которая может привести к полному перерождению второго помощника. - И кем же станет мой муж? - сквозь слезы воскликнула Лора Флинт. - А вот этого не знает никто, - ответил судовой врач и ухмыльнулся. Ирина Камарская идет по коридору и случайно попадает в машинное отделение, где знакомится с веселым механиком, который рассказывает ей, что в момент убийства он был на верхней палубе и видел убийцу, но, так как он не знаком с пассажирами, то не знает имени преступника, но может поклясться, что это была женщина
- Скажите об этом мистеру Крому, - посоветовала Ирина, - и, вообще, спасибо Вам, я думала, что убийца - мой новый хороший знакомый. Я бы этого не перенесла... - Мне тоже не нравится, когда мои друзья убивают людей, - признался механик, - однажды утром я зашел к приятелю, а он в это время душил почтальона. Знаете, меня это неприятно поразило. Я даже на кофе не остался. Хлопнул дверью, и все. Пускай хоть на части разорвется, но я к нему больше ни ногой! - А раньше - ногой? - удивилась Ирина. - Бывало, - усмехнулся механик, - я, знаете, человек простой... На меня где влез, там и слезешь! - А слезать обязательно? - спросила Ирина. - Для дамы - нет! - Жаль, - сказала женщина, - Вы мне очень понравились... Но, раз нет - так нет! - Так раз - нет, а если парочку раз? - проговорил, придвигаясь к Ирине, механик. - Нет! - сказала Ирина, - это была минутная слабость. - Так пусть эта слабость станет 15-минутной, - прошептал механик и дунул Ирине в ухо. (пауза)
- Я чувствую это! - воскликнула Ирина. (пауза)
- И я чувствую это! - воскликнул механик. (длинная пауза)
- Я тоже чувствую это! - воскликнуло это. ...наконец, все стихло... Интерлюдия 2
Кто убил капитана? <...>
|